Радиатор охлаждения ДВС: этапы развития конструкции

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания выделяется большое количество тепла. В случае его переизбытка происходит резкое повышение температуры мотора, что приводит к перегреву. ДВС перестает работать в полную мощность, происходит износ агрегата, его последующая поломка и полная остановка движения автомобиля.

Исправная работа системы охлаждения – это залог вашей безопасности и долговечности двигателя.

Первая система охлаждения

Испарительная система охлаждения двигателя была разработана в 19 веке. В 1890-х автомобиль Benz Victoria на 100 километров пробега расходовал более 140 литров воды, которая использовалась для охлаждения ДВС.

Принцип действия испарительной системы:

  • вода окружает стенки и головку цилиндров двигателя;
  • при повышении температуры происходит испарение воды;
  • в процессе испарения вода отводит излишки тепла и охлаждает ДВС.

Замкнутый цикл

Стремительное развитие автомобильной промышленности диктовало для инженеров новые задачи. Система охлаждения не стала исключением.

Циркуляция воды в первой системе охлаждения поддерживалась центробежной помпой, действие которой приводилось работой двигателя. В некоторых агрегатах использовали принцип термосифона:

· вода приходит в движение за счет температурной разности на входе и выходе радиатора.

Первые конструкции радиаторов охлаждения имели S-образную форму. Изогнутая трубка покрывалась поперечными ребрами, которые применялись для увеличения площади поверхности, излучающей тепло в окружающую среду.

В 1900-х был сконструирован радиатор сотового типа. Агрегат состоял из шестигранных трубочек, которые спаивали по кромкам фланцев в единый блок.

Изготовление такой конструкции было трудоемким и дорогостоящим.

На смену сотам пришел пластинчатый радиатор. Оборудование имело латунную сердцевину, отличалось большими размерами и весом.

Далее стали использовать алюминиевые конструкции. Радиаторы из алюминия имеют хорошую теплоотдачу. Агрегаты просты в эксплуатации, достаточно компактны и долговечны.

Водяная система охлаждения держала главные позиции вплоть до смены теплоносителя (антифриз, тосол). Температура кипения новых теплоносителей составляет 170 градусов по Цельсию, что позволяет уменьшить вес и габариты системы охлаждения.

Вернуться назад