Радиатор охлаждения ДВС: этапы развития конструкции
Исправная работа системы охлаждения – это залог вашей безопасности и долговечности двигателя.
Испарительная система охлаждения двигателя была разработана в 19 веке. В 1890-х автомобиль Benz Victoria на 100 километров пробега расходовал более 140 литров воды, которая использовалась для охлаждения ДВС.
Принцип действия испарительной системы:
вода окружает стенки и головку цилиндров двигателя;
при повышении температуры происходит испарение воды;
в процессе испарения вода отводит излишки тепла и охлаждает ДВС.
Замкнутый цикл
Стремительное развитие автомобильной промышленности диктовало для инженеров новые задачи. Система охлаждения не стала исключением.Циркуляция воды в первой системе охлаждения поддерживалась центробежной помпой, действие которой приводилось работой двигателя. В некоторых агрегатах использовали принцип термосифона:
· вода приходит в движение за счет температурной разности на входе и выходе радиатора.
Первые конструкции радиаторов охлаждения имели S-образную форму. Изогнутая трубка покрывалась поперечными ребрами, которые применялись для увеличения площади поверхности, излучающей тепло в окружающую среду.
В 1900-х был сконструирован радиатор сотового типа. Агрегат состоял из шестигранных трубочек, которые спаивали по кромкам фланцев в единый блок.
Изготовление такой конструкции было трудоемким и дорогостоящим.
На смену сотам пришел пластинчатый радиатор. Оборудование имело латунную сердцевину, отличалось большими размерами и весом.
Далее стали использовать алюминиевые конструкции. Радиаторы из алюминия имеют хорошую теплоотдачу. Агрегаты просты в эксплуатации, достаточно компактны и долговечны.
Водяная система охлаждения держала главные позиции вплоть до смены теплоносителя (антифриз, тосол). Температура кипения новых теплоносителей составляет 170 градусов по Цельсию, что позволяет уменьшить вес и габариты системы охлаждения.